Kira Borodulina

Сайт писателя

Учитель английского: куда нести свет?

Многие, планируя трудовую деятельность после вуза, первым делом вспомнили о репетиторстве. Однако сложилось так, что именно я посвятила этому годы своей жизни и до сих пор задумываюсь: почему?
В этом году исполнилось десять лет моей преподавательской деятельности. В статье я хотела бы обобщить свой опыт преподавания и, возможно, он будет полезен другим учителям иностранных языков. Также адресую ее тем, кто собирается изучать язык или уже делает это на протяжении многих лет. Надеюсь, она поможет вам переосмыслить свои цели и отношение к поставленной задаче. Также она будет интересна родителям, которые «сбывают» языковые мечты за счет своих чад.

english

Рок-н-ролл – это не работа
Языки – не профессия, а лишь приложение к ней. Собственно, приложением к моей является преподавание, а те, у кого в дипломе значится «лингвист-переводчик», поступают на юридический или экономический, чтобы лучше понимать, о чем уже который год переводят.
Преподавание – профессия непростая. Выпускники иняза одни из немногих, которые могут позволить себе не деградировать в школах, потому как есть масса возможностей для реализации. Конкуренция на этом рынке бешеная, но найти хорошего преподавателя непросто.
Я успела поработать дома и «по вызову», в компании и с корпоративными клиентами, индивидуально и с группами. С «нулевыми» и с продвинутыми, готовя к ЕГЭ и международным экзаменам. Пришла к выводу, что любимая категория – это старшие школьники, готовящиеся к экзаменам: смотивированы, языковой уровень приличный и тебя не учат, как их учить. Об остальных поговорим подробнее.
Очевидный плюс работы дома (или на себя) в зарплате и отсутствии трат на дорогу. Если по скайпу – даже уборку делать не нужно. Минусы: клиентов ищешь сам или берешь тех, которые тебя находят. Зачастую детей. Сам же в роли менеджера, родители бывают привередливыми, и мало кто адекватно оценивает способности чад.
При работе в компании организационные вопросы решает менеджер, и благо, если решает хорошо! Тестирование проводит методист. Пособия предоставляют – дорогие, аутентичные. Минусы: получаешь в два раза меньше и попадаешь в неловкие ситуации из-за того, что не сам проводишь тестирование.

Обучение детей
С этого все начинали. Собственно, это зачастую не обучение, а репетиторство: стал ребенок «тройки» хватать – сделайте домашку и идите на урок вперед. Редко кто сразу обращается с высокой целью «чтоб он говорил».
Однако был у меня опыт преподавания французского в языковой гимназии. Там второклашки занимались по коммуникативной методике, французский у них был вторым (основной английский, разумеется) и они уже неплохо говорили. Но от учителя это требовало колоссальных энергозатрат: потратить десять минут на спряжение одного глагола – вполне нормально.
Плюсы: дети доверяют тебе и не вмешиваются в педагогический процесс. Это самая стабильная категория учащихся: родители искренне верят в целесообразность своих инвестиций и «пинают» детей так, как никогда не «пнут» себя.
Минусы: нужно быть прежде всего педагогом, а языковых знаний требуется процентов пять. Со временем деградируешь, сколько бы ни говорили о методической неверности такого подхода. Язык упрощается, произношение теряется. У родителей крайне абстрактные цели, а детям вообще ничего не надо и бесполезно взывать к их будущей карьере или путешествиям, когда им восемь-двенадцать лет.

Обучение взрослых
Думаешь, будет интереснее, особенно по распространенной нынче коммуникативной методике. Мне это видится так: ты — цивилизованный англичан, высаживаешься из кораблика на диком берегу и пытаешься коммуницировать с племенем тумба-юмба. В большинстве взрослые ученики приходят с уровнем «элементари», и учитель объясняет все на пальцах, жестким императивом «Лисен, рид, репит!»

natalie

Недавно наткнулась на видео одной преподавательницы, которая разделила взрослых учеников на две категории: «в ногу со временем» и «английский на вчера». К сожалению, не запомнила ее имени и не подписалась на канал, но мнение показалось мне интересным. Первая категория уверена, что английский надо обязательно знать, иначе они не в тренде. Вторая категория – те, кому английский действительно нужен и быстро: либо по работе, либо на повестке замужество и переезд в другую страну.
От себя добавлю: первую категорию выбьет из учебного процесса первый же срочный проект на работе, болезнь ребенка или череда командировок. Иногда и простой отпуск, из которого хочется «не вернуться». Со второй работать интересно, интенсивно, но недолго.
Поскольку цель все-таки принято ставить, первая категория делает это крайне аморфно: «для себя». Переводим с русского на русский: хочу развлечься после работы, интеллектуально упражняясь. Таким людям очень быстро становится скучно, они начинают ходить из центра в центр, менять преподавателей, перебирать все попадающиеся под руку онлайн курсы, искать носителей в скайпе и т.п. Процесс затягивается на годы, забрасывается и возобновляется с определенной периодичностью, пока человек не махнет рукой: «ой, да знаю я эти курсы!».
Вторая категория ропщет, что нет быстрого результата. На самом деле есть: если заниматься по три часа шесть дней в неделю – результат отличный, особенно при наличии определенной базы.

Корпоративные клиенты
В этом разделе я буду говорить о печальных и циничных вещах. Разумеется, все их давно знают, но при этом хотят найти преподавателя с горящими глазами и желанием что-то где-то сеять. Трогательно видеть девочек недавно из института, которые верят, что все дети умные, и вот сейчас именно они научат их родину любить. Точнее, чужой язык. Детки оценят его красоту и глубину и проникнутся культурой.
— Ну что проще: рассказать, сочетание этих букв читается так-то, это слово означает то-то, произносится так-то, — говорила крестная, приведшая ко мне первого «клиента».
Мальчик в шестом классе зарос в «тройках» и, разумеется, виновата училка, ничего не объясняет. Фокус в том, что сколько ни объясняй – моментально забывает, если только ему одному не талдычить каждый день по два часа. На заметку взрослым, которые считают, что учиться поздно: возраст не при чем. Если что-то делаешь осознанно и старательно — всегда добьешься результата.
Статус учителя из «гордого слова» низвели до детоводителя, как в старые времена. Если вспомнить, ну когда профессия гувернантки была престижной? Вот и вернулись к истокам: хозяева жизни платят тебе, а ты их развлекаешь. Скучно – пойду-ка в другой центр, может так пиротехническое шоу или преподы прыгают через кольца? Я все чаще осознаю, что работаю не в сфере образования, а в индустрии развлечений. Казалось бы, выключать мобильник во время занятий – элементарная вежливость, однако теперь можно болтать по телефону, сидя перед преподавателем, отвлекая других от учебного процесса, и извиняться необязательно. Такое отношение передается и детям. А уж для корпоративных клиентов ты — обслуга и шут в одном флаконе.
Языковые центры любят работать с этой категорией, потому что они приносят доход, но преподавателей такие ученики редко радуют. Занятия могут отменять, не предупредив, и препод не может на это время взять кого-то другого. Большие начальники сидят пол-урока в телефоне и в любой момент срываются по звонку. Кто-то наоборот придет в концу и безуспешно пытается влиться в процесс. Если уровень хороший, и мотивация – подготовиться к международному экзамену типа Toefl – душа ликует. А если группа седеющих и лысеющих мужчин на уровне «бегинер», дико смущаясь перед преподавательницей, признается, что простейшего задания не поймет – хочется выть с тоски. И начинаются бесконечные смотрины других преподавателей – повеселее, постройнее и помоложе. В то время как «неруководство» жаждет заняться языком в рабочее время с одним преподавателем, а им подсовывают новых и новых.

natalie_english

Итоги
У людей моей специальности пути всего два и оба ценятся недорого — преподавание и перевод. Последний требует дополнительного образования. В нашем непредсказуемом обществе одной профессии в принципе мало. Лучше иметь не две, а пять-семь. Мы все готовились к позавчерашнему дню, но есть любопытная тенденция: инфобизнес – весь на преподавании, и люди готовы платить огромные деньги, сидя перед монитором и учась неведомо у кого, а реальный человек с дипломом, посвящающий время только тебе, – не ценится.
Совет родителям: воспитывайте себя. У меня была ученица, которой английский понадобился для работы, но и когда она уволилась, занятия не бросила. Инвестиция в собственное развитие оказалась более выгодной, чем заставлять подрастающего сына зубрить со мной уроки. Теперь она и сама может ему помочь, а также читать книги и смотреть фильмы на английском.
Взрослым: ставьте перед собой конкретные цели вроде «мне нужно сдать бизнес-буллетс в марте» или «мне нужно за полгода перейти от элементари к интермедиат». Цели вроде «не хочу быть лохом заграницей» или «хочу получать кайф от изучения языка» – это не цели, но, разумеется, преподаватель, работающий на компанию, вам не откажет. Однако учтите, что пинать можно только к конкретному результату.

Фото автора
Модель: Наталья Кузнецова

Related posts:

Архивы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://borodulinakira.ru © 2017 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.