Kira Borodulina

Сбыча мечт или Воронежский выходной

Voronej-1

Храм Митрофана Воронежского

В 2013м году закончила роман «Отзвуки вечности» (в кои-то веки нормальное название, почти говорящее!) — о слепом звонаре. В минувшие выходные сподобил Господь побывать на такой колокольне, которую я там описывала.
Поездку в Воронеж Татьяна Николаевна предложила еще великим постом, когда я лежала в болезнях и немощах. Суббота, светлая седмица, поедем в храм Митрофана Воронежского в колокола звонить, а потом к Тихону Задонскому заедем и еще куда-то – сразу всего не расслышала и не запомнила. А почему бы и нет? Знаю, что на светлой седмице все желающие могут звонить в колокола но я так и не сподобилась, хоть целый роман про звонаря написала и сего ради проводила обширное исследование на тему колокольного звона, вплоть до литейного дела.
Едем в ночь, чтобы приехать к литургии. Оказалось, одна из прихожанок храма Александра Невского, от которого мы собственно и отъезжаем, живет в моих краях, и мы скооперировались. Людмила с Настей вызвали такси, потом заехали за мной полвторого ночи. Я только в половине одиннадцатого домой притащилась, особо прохлаждаться не пришлось. Посмотрела погоду в Воронеже на завтра – плюс одиннадцать. Ну, думаю, город-то южный, на наши все пятнадцать потянет! И вырядилась в почти летнюю юбку, тонкие колготки и кеды на едва заметной подошве. Хватило ума куртку нормальную надеть, а не ветровку, хотя мысли были!
К храму приехали, как и следовало ожидать рано – в два часа ночи. Отправляемся мы в полтретьего, но это бабушка надвое, как говорится. Т.Н. сама всегда опаздывает. На этот раз опаздывал водитель. Оказалось, их два: знакомый мне Сергей и Михаил на минивэне, в котором поместились восемь человек, включая меня. Михаил приехал вовремя и слава Богу – пока стояла у храма в ожидании, я уже околела. Ночью было плюс два, ноги в кедах примерзли к земле. И перспектива «загорать» еще полчаса совсем не радовала.
В общем, как я и предполагала, выехали мы в три и в отличие от Сергея Михаил не останавливался на каждом питстопе (а там, каждая стоянка минут на сорок минимум). Приехали полседьмого утра. Перли без остановок, поспать удалось плохо: сиденье не слишком удобное, шею заклинило, да и сидела я в между Людмилой и Ларисой – они посапывали, привалились к окнам, а я как кол проглотила.
За полтора часа мы, конечно, весь храм обошли, к мощам приложились, кто-то даже заметил, как прибавились росписи по сравнению с августом, но это не ко мне. Храм грандиозный, восстанавливают его с 2009 года и работы еще много.

Последняя литургия светлой седмицы и, наверное, первая, на которой я просто помолилась, а не пела. Крестный ход и раздача артоса – народу полно, думали, всем не хватит. А потом – на колокольню. Т.Н. сказала, в 11:10, а пока погуляйте, свободного времени почти час. Поскольку я тут уже после приезда нагулялась, села на лавочку и задремала – все-таки уже тяжко целую ночь не спать или так кое-как… всю службу дергалась и чуть ли ни падала. Сквозь сон услышала: где тульская группа?! А на часах одиннадцать. Парень в желтых наушниках говорил, что именно в это время мы и должны тут быть – народу много, звонарь уже озверел всех собирать и возить на колокольню (да и слушать наш бездарный звон, наверное тоже). Я подумала, может есть еще одна тульская группа, может что переиграли… короче, оказалось, он напоролся на Ирину – жену водителя – принял ее за руководителя группы и то ли он все перепутал, то ли она. Но Т.Н. как всегда виртуозно разрулила конфликт, и мы запихнулись в лифт с паломниками из других городов. Слава Богу, не пешком лезть на колокольню – этаж вроде как шестой, но на самом деле пятнадцатый! Вот такой красавец-храм.
Народу на колокольне – не протолкнуться, хотя обычно возят по одной группе, а то и вовсе по шесть человек. Звон-шум-гам, кругленький звонарь в джинсовой жилетке и вязаной шапочке временами тщетно пытался нам что-то сказать, но докричаться бесполезно. Вот именно такую колокольню я описывала в своем романе – большую, незастекленную, продуваемую всеми ветрами и с полным набором колоколов. Минимальной семь, а тут видимо совсем полный. Благовестники цепями не раскачать, с места не сдвинуть – такие они огромные и тяжелые. Раскачивали вдвоем, тягая цепи.
Года три назад Танюха мне устроила экскурсию на колокольню своего храма, но там все застеклено, окна узкие, колоколов мало и они маленькие – звонить можно пальцами, сил хватит. Подумала тогда – зачем я сделала из своего героя такого богатыря, если у нас теперь все чудеса техники? Ан нет, не зря – если по полной программе – богатырем надо быть! Да еще и опечалилась, что с такой колокольни упасть нереально – придется его как-то иначе убивать. С этой же – реально вполне.
Жаль, все получилось сумбурно и ни одной фотки. Народу много, все поперепутались в цепях и веревках, очумевший звонарь то и дело махал руками, а я совсем околела. Надо как-то получше готовиться к сбыче мечт!
К Тихону мы опять приехали раньше, чем автобус Сергея. Я взяла с собой рубашку – окунаться в источник, что в итоге не понадобилось, но забыла фотоаппарат. Фоткала на раритетный кнопочный мобильник, хоть что-то на память. Народу совсем мало – тишь и гладь. Территория небольшая многое еще не восстановлено – постоянно мелькают рабочие и братия, трудящиеся на стройке. Очень дешевые требы, и что запомнилось – в лавке много редких именных икон, в том числе моя, чего я до сих пор не встречала. Есть и Злата, и Ева, и Лия – заметила потому, что знакомый попросил помолиться о его крестных чадах с таким вот именами.

sbycha_mecht

Памятник Тихону Задонскому

Оказалось, рубашку вообще зря протаскала – к вечеру околела так, что сама мысль окунуться в источник казалась мне мучительной. Вот тебе и Воронеж! Точнее Задонск. Думала, надену куртку на толстовку, если что – последнюю сниму, в первой останусь. Какой там! Куртку я даже не расстегнула (даже в автобусе!), хотя у нас в таком комплекте жарилась при плюс пяти! Признаться, когда солнце село, мне было уже не до чего – в кипяточек бы залезть.
Последним пунктом нашей программы был Свято-Тихоновский женский монастырь, по которому нас поводила одна из сестер и, жутко волнуясь и запинаясь, рассказывала связанные с этим местом истории. В частности о кровоточащем кресте, который изготовили братия в гончарной мастерской – из лишней глины, без всякой высокой цели. Привезли сестрам в подарок. Те не сообразили, куда его деть и поставили на колокольню, а через некоторое время из-под тернового венца Спасителя потекла кровь. Сестры перенесли крест в скит, где читают неусыпаемую псалтирь и крайне редко служат литургию. После этого крест перестал кровоточить.

Voronej

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Перед отъездом мы потрапезничали недалеко от источника, в который большинство таки окунулось, но даже после этого не так мерзли как я! Слава Богу, многие взяли термосы с чаем, и мне досталось аж три стакана. Казалось бы, такие мелочи как шмотки, а так портят жизнь!
— Ветер холодный, — сказала Ирина, когда мы стояли у автобуса, — уж на что Сергей Николаевич закаленный и то мерзнет!
И леса, и влажность… в общем, южный город в середине апреля оказался неприветливее, чем родные края в марте.
Домой Михаил опять нас домчал в мгновения ока – никаких кофе на заправках, три часа – и готово!