Kira Borodulina

Сайт писателя

Пути роста для маленького автора

Эта статья — для начинающих писателей, которые хотят развиваться. Автор ее – не литературный эксперт и даже не публикующийся писатель, а просто человек, страстно влюбленный в свое дело. В какой-то момент нам нужен опыт старшего товарища, рука друга и знание о возможных ошибках.
Я пишу пятнадцать лет, но так и не научилась зарабатывать на любимом деле. Года три назад ругала себя за то, что потратила столько лет впустую — лучше бы статьи писать научилась. Успокоилась, наткнувшись на видео коллеги по цеху – успешного копирайтера. Те же три года назад он признался себе, что он – писатель и сокрушался, сколько времени потратил впустую, пока строчил продающие тексты. Мог бы уже столько книг написать!
Всем есть, о чем сожалеть, но прошлое не вернешь. Немногие готовы признаться себе, что претендуют на нечто большее, чем статус любителя, особенно в творческой сфере. Надеюсь, учитывая мои ошибки, вы покорите свои вершины легче и быстрее, и в мире станет больше классных авторов.

 

borodulinakira.ru
Первые шаги
Когда я начала маяться литературой, меня интересовало, как шел творческий процесс у маститых авторов. Узнав, что Виктор Гюго, работая над романом, собственноручно стригся и не выходил из дома, пока волосы не отрастут, мы с подругой решили, что он слишком фанатичен — у нас как-то проще с вдохновением. На третьем курсе нам, филологам-германистам, не очень верилось, что авторы так шлифовали каждое слово, как внушают преподаватели аналитического чтения. Однако именно в тот момент мне приоткрылся дивный новый мир, и я поняла, что не так все просто в литературе. Из своего образования в тот момент я взяла все, что могла, но предназначена эта информация была читателям, а не писателям и во главе угла стоял английский язык, а я пишу на русском. Пришлось учиться самой – заново открывать для себя родную речь.
Вот что мне тогда помогло:
• Сочинения различных жанров. Пособие со школьных времен, однако в школе мало кто вникал в подобную информацию – написали пару рецензий, аннотаций, интервью, и забыли.
• Анализ художественного произведения, а лучше литературоведение. Понимание устройства романа не поможет в его создании, но на начальном этапе небесполезно.
• Культура речи. Писатель должен знать родной язык в совершенстве.
• Справочник по литературной и редакторской правке. Читается трудно, зато всегда будете знать, куда заглянуть, если возникнут вопросы.
• Стилистика русского языка. Я не призываю запомнить, что такое эпифора и антифразис, но раздел о звукоописи и фонике заставил меня взглянуть на тексты с другого ракурса.
• Риторика и ораторское искусство. Некоторые приемы можно позаимствовать и для письменной речи.
Подробности из первых уст читать куда увлекательнее и, наверное, не стоило даже упоминать Стивена Кинга и его «Как писать книги» (кстати, многое можно почерпнуть и в «Пляске смерти», где он разбирает феномен ужаса в литературе и кино). Есть интересные главы посвященные писательству в книгах У.С. Моэма «Подводя итоги» и А. Моруа «Письма к незнакомке». Их опыт вселяет уверенность, что и у вас все получится, хотя легкого пути никто не обещает.
Разумеется, без прогрессивной практики эти чтения – мертвому припарка. Умные люди изучают теорию, начинают с рассказов, а к первому роману подходят с компасом и картой. Я же, начав пятый роман, так и не ведала, что творю.

Твердая пища
Когда я наткнулась на сайт «Справочник писателя», сочинительством занималась уже десять лет. На тот момент там не было курсов, зато были платные статьи. Тогда я не была готова инвестировать в любимое дело, что, как я позже поняла, иллюстрирует отношение к нему. Оговорюсь: я не согласна с тем, что бесплатную информацию не ценишь, а если уж заплатил – будешь стараться изо всех сил и обязательно добьешься желаемого. Однако у курса есть некоторые преимущества перед самостоятельным обучением:
1. Скорость и время. Курс ускоряет обучение в двадцать, а то и в тридцать раз.
2. Система и концентрация. Не придется отбраковывать ненужное и «сливать воду».
3. Обратная связь и творческие задания. Взгляд со стороны — не родственника или друга, а профессионала, который не знает вас лично, — бесценен.

Увы, наставничество в нашей культуре недооценивают. В США детей с третьего класса обучают литературному мастерству, а в большинстве колледжей это обязательный предмет. У нас же единственным требованием к сочинению был объем. В институте мы несли многословную и хаотичную ахинею на экзаменах, а на четвертом курсе учились писать краткие, последовательные и хорошо структурированные эссе, чтобы соответствовать стандартам Оксфорда и Кембриджа.
О личности наставника. Мой отец убежден, что хороший тренер не обязан быть чемпионом – главное, быть психологом, уметь работать с людьми, мотивировать. Однако так уж мы устроены, что хотим учиться у чемпионов. Если вы нашли человека, добившегося успехов, о которых мечтаете, если вам нравится не только его стиль преподавания, но и тексты – пожалуй, вы нашли идеал.

Коснемся и преподавательской темы. Чтобы учение приносило максимальную пользу, в нем должны присутствовать три компонента:
1. Интерес. Человек получает интеллектуальный кайф от процесса.
2. Прогресс. Желательно видеть в долгосрочной перспективе: как изменится жизнь, если я овладею новыми знаниями. Это — ядро мотивации.
3. Окружение. Известный пример: если положить свежий огурец в банку с солеными, он тоже станет соленым. Единомышленники – это не только поддержка, но и вдохновение.
Для писателя стоит добавить еще две специи, особенно на ранних этапах:
1. Время. Теория – это хорошо, но пресловутых десяти тысяч часов, после которых пилот становится асом, никто не отменял. Посчитайте, сколько лет это займет, если вы ежедневно уделяете творчеству хотя бы час.
2. Ресурс. Хорошо, если у вас будет источник дохода не завязанный на писательстве и достаточный, чтобы в него вкладываться. Литература – не та сфера, где миллионерами становятся быстро.

puty rosta dlya pisatelya

Курсы
Это ни в коем случае не рекламная статья, поэтому не пишу названия пройденных мною курсов. Озвучу лишь суть и пользу.

Журналистика. Хотелось научиться монетизировать любимое дело. Не буду углубляться, почему с художественной литературой это если и возможно, то сложно, и почти все писатели-художники ведут колонку в СМИ или имеют несвязанные с писательством проекты. Прошла курс с большим удовольствием – каждый день вебинары, задания и кипение мозга. Обратной связи у меня не было и рецензентов не нашла – взяла пакет «минимум». Одну из написанных за курс статей опубликовали, — правда, в урезанном виде и никак со мной это не согласовав, но заплатили. Курс окупился.
Итог: журналистика — не для меня. Чем только ни приходится заниматься по жизни, и, наверное, я бы могла писать статьи об английском, о преподавании, о пении и даже о спорте, но не увлекает. Писательство – та сфера, в которой я хочу быть свободной. Не встраиваться в формат, а воплощать собственные задумки.

Композиция романа. Все, что изучала до этого, касалось красоты языка. Кроме книги Дж. Фрэя «Как написать гениальный роман», и тогда все мое существо восстало против такой прагматики. В начале пути ты попросту не готов переваривать большие объемы информации и уж тем более превращать знания в навыки.
В процессе работы над восьмым романом возник вопрос: «Как же вырулить столь масштабный проект?» Ответ «как получится» перестал меня устраивать, и я подарила себе курс. На меня хлынула такая лавина информации, которая еще три года назад свела бы с ума, да и применять такое желательно на эпическом полотне. Все мы знаем, из чего состоит роман, но анализ и создание – разные вещи.
Итог: лучшего подарка я себе не делала. Каждую более-менее длинную историю проверяю этим курсом. Помогает, если находит кризис идей или кризис фигни, как я это называю — когда не можешь понять, что тебе не нравится в собственной работе и как это исправить.

Бизнес и маркетинг. Этой прозой приходится заниматься всякому современному творцу. Я же взяла курс по ошибке – прельстила скидка, и вчитываться в описание не стала, сделала себе подарок на день рождения. Курс касался литературы нон-фикшн, которую я пока не пишу, и тому, как делать бизнес на книгах и знаниях.
Итог: узнала, как работает инфобиз, да и тема личной эффективности любому писателю актуальна. Поскольку авторов два, один больше касался творческой стороны, в другой – деловой, умело спуская с небес на землю не в меру крылатых креативщиков.

Разумеется, с возрастом и с опытом становишься требовательнее к себе, ставишь более высокие цели, поэтому полного списка рекомендаций дать невозможно. Пожизненное обучение — одно из удовольствий творчества.

 

Изображения взяты с pixabay
Оригинал статьи в «Жить интересно!»

Related posts:

Обновлено: 20.10.2019 — 21:44

Архивы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://borodulinakira.ru © 2017 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.