Kira Borodulina

Сайт автора

Эксперименты

В своей книге «Право писать», да и в видео на сайте, Джулия Кэмерон – писатель, журналист и сценарист, о которой я раньше не знала, дает две базовые рекомендации для прокачки писательского мастерства. Кажется, не знает о них только ленивый – почти все авторы об этом пишут или говорят в видео. Решила проанализировать, как эти советы помогли мне и поделиться ошибками. В этом я большой мастер!

creative process
Утренние страницы
Прошел месяц, прежде чем до меня дошла технология.
Сначала рассмотрим, как надо: сразу после пробуждения вы пишите все, что в голову взбредет, три страницы от руки. Джулия советует неленованые листы формата А4, но я столько не настрадаю даже спросонья. Польза в этом, как в удалении пенки с бульона: все наболевшее, а в основном с утра в голове и в душе негатив, не замутнят и не очернят вашу прозу. Эти страницы не нужно никому показывать и перечитывать самому едва ли. Не надо тащить оттуда «глобальные мысли» в ваши рассказы и романы. Это отходы производства. Водите ручкой по бумаге, без присутствия мышления.
Что пошло не так?
День мой похож не поймешь на что: просыпаюсь в семь двадцать, собираюсь на работу к восьми. Возвращаюсь и ложусь спать с одиннадцати утра до двух часов дня. Потом собираюсь на вторую работу. Вопрос: после какого пробуждения писать утренние страницы? Разумеется, встать на пятнадцать минут раньше адски лень, когда ложишься в два ночи. Пробовала писать, вернувшись с первой работы, в одиннадцать утра – перед сном. Поначалу шло неплохо, но напоминало уже дневниковые записи, а не поток сознания. Потом стала писать после второго пробуждения, пока пила кофе. Тут навалился полный ступор и раздражение. Мало того, что стиль дневника никуда не делся, так еще и мысли укоротились – ни разу я не выдержала трех страниц.
Наконец выпинав себя из постели в семь утра, я почувствовала, как это должно работать на самом деле. И правда классно! Все нытье остается за кадром, в прозы не просачивается, а как утренняя практика заряжает энергией и настраивает на день.
Джулия советует внедрить эту привычку на три месяца, а там как пойдет. Она пишет эти странице больше тридцати лет. Знаю авторов, которые пишут блоками: три месяца, потом перерыв, а если назревает потребность, возобновляют ритуал. Для прочистки мозгов и продувки форсунок, так сказать.
Опасность? Я боялась, что мыслей на прозы не останется, если вылью их вот так, никому и никак. Страх оказался ложным: за месяц я написала повесть в 50 тысяч слов, уделяя этому часа два после работы. Это был вызов и потребовал ритуальной организованности. Не сказать, что я в восторге от результата, но это первый черновик и новый опыт – в любом случае, есть чему порадоваться и что отпраздновать. Об этом я подробнее писала в здесь.

Творческие свидания
Это еженедельные вылазки, дабы пополнить кладезь писательского опыта, получить новые впечатления и эмоции, а не брать пищу только из собственной боли и негатива. Этот совет мне понравился по трем причинам:
1. Требует организованности даже большей, чем утренние страницы – хошь \ не хошь, а вытащи себя куда-нибудь или устрой себе пару часов прослушивания непривычной музыки на дому.
2. Почти никто от хорошей жизни за перо не берется, а мне так вообще ох как свойственно заниматься самолечением вместо литературы. Так что, сняв пенку с бульона в утренних страницах, надо наполнить кастрюлю чем-то вкусненьким.
3. Жизнь становится ярче и богаче.
Я человек ленивый до крайности и очень люблю вопрос «зачем?» К примеру, лежу на диване, и думаю: надо встать. Задаю себе волшебный вопрос, и если ответа не нахожу, так и лежу, пока не надоест. Я тяжела на подъем, и мне нужна серьезная мотивация, чтобы сдвинуться с места. Раньше на культурные мероприятия пиночила себя возможностью самопиара: напишу отчет, выложу фотки, кто-то полайкает. Потом поняла, что отчеты писать не люблю и не получается. О событии минимум, а про себя и того парня – вагон. Да и всем не угодишь, надо ж восхвалять, а я люблю прикалываться.
Потом появилась работа, которая заняла вечера, и культурные вылазки стали крайне затруднительными. Я и смирилась: нет у меня времени и возможности куда-то ходить, оставьте меня в покое. А тут, изголись, но сходи! Польза в этом на самом деле огромная:
• Замечаешь, сколько вокруг интересного – и событий, и людей, и город – вовсе не такая дыра, как принято думать.
• Это учит видеть возможности вместо поиска оправданий.
• Если сходить не получается – учишься организовывать время дома, раскапываешь завалы на компе. Например, в перспективе прослушивание опер «Князь Игорь» и «Орлеанская дева» – пока ходила в музыкальную школу, скачала, да так и не послушала.
Непременное условие творческих свиданий: ходить на них в одиночестве. Если тащить с собой друзей, любимого или детей – впечатления будут не те, да и на людей будешь отвлекаться. Именно наедине с собой и наполняется кладезь.

artist date

Мои «подвиги»
Сходила на мультимедийную выставку «Страсти по Фрейду». Обычно мы ходим на подобные мероприятия с подругой, и они оставляют меня равнодушной: я не умею видеть. Что Босх, что Айвазовский – впечатлений ноль, в ухе задерживается куда больше, чем в глазу. А тут, был свободный вечер, выставка маячила на середине пути, шел дождь, да и вытащиться куда-то надо было из самодисциплины.
Обычно презентация идет по кругу, и присоединиться можно в любой момент. В этот раз оказалось, я одна, ее исключительно ради меня запустили. Это было классно. То есть, я не просто пришла туда сама по себе, а была там СОВСЕМ одна. Села на диванчик и стала смотреть. В основном слушать – музыкальное сопровождение было хорошим, а вот глубокие мысли до меня не дошли. Концепция «невинность, любовь, плоть, смерть, сон» – тоже. Ну картинки и картинки. Сиськи, попки – кусками, частями, разными цветами, с разной степенью покрытия. Запомнилось мне не что, а как – одна же! Могла бы и на второй круг остаться – никто презентацию не выключил, но мне хватило и одного раза.
Дальше был Дима Вагин в «Каморке». Не сказать, что я фанат. Была три года назад и то на первом отделении. Интересная поэзия, экзальтированная манера исполнения, гитара и голос. Не моя слабость. Но опять свободный вечер, недорого и недалеко, почему бы не? Кроме меня три человека в зале и три каморовца. После концерта Маша предложила чая, а поскольку я жутко замерзла, не отказалась. Душевно пообщалась с ребятами, купила книгу Ильи. Вечер удался.
Что до наполнения колодца на дому – все-таки не то. Домашние отвлекают, да и рискуешь предаться сну. В одну из суббот (обычно день перегруженный) я откопала диск Рахманинова и приготовилась воспринимать прекрасное. Даже наушники надела, чтоб шумы не просачивались. Устроила себе антракт, дабы не заснуть: нажала на паузу и пошла пить чай с зефиркой, думая, как здорово было бы послушать «Игру с Огнем» «Арии» – очень люблю этот альбом, хоть и напоминает нелучшие времена. После чая прослушивание возобновила, но без наушников и в качестве фона – включила компьютер и стала где-то рыться. Так же фоном посмотрела фильм о Рахманинове – не зашел. Видимо, это не мой композитор.
Можно заменить вылазки на прослушивание лекций дома – главное, чтоб тематика была незнакомой, заставляла по-другому мыслить и под другим ракурсом смотреть на мир. Но в чем подвох: легко заплутать по интернету и слушать фоном, да и сама вылазка –мероприятие, а значит, определенный настрой, костюм, образ мыслей. Недаром некоторые не могут работать из дома: им обязательно сидеть в офисе и в деловом дресс коде — так они чувствует себя собранными и организованными. В этом что-то есть.
Самым классным мероприятием был концерт «Чижа и компании», приуроченный к 25летию коллектива. Не знаю, пошла бы, если бы ни концепция творческих свиданий. Импульсное решение. Даже рада, что никто из друзей не откликнулся, хотелось пойти одной. И вылазка, и окончание повести отпраздную. Народу полно, концерт зажигательный и сплошь хиты. Незнакомы были только три песни, и еще три особо любимых мной не услышала. Почему-то думала, что Сергей общительнее. За концерт он сказал, наверное, три фразы: «Добрый вечер», «Спасибо» и «Вот и все…». После этого мы вытянули их на бис и услышали еще пару хитов и «Огромное спасибо!» Были бэк-вокалистки, гармошка и драм-соло. Все в лучших традициях, без спецэффектов и супер-пупер шоу, но мастерство перекрывает все.

Сам-ап
Как это все влияет на писательскую жизнь? Пока не знаю – мало времени прошло, да и вечно у меня все через одно место. Даже праздника по случаю написания крупной вещицы не могу устроить – обещала себе что-то купить, а его то нет, то это недостаточно дорого и памятно, то вообще нет настроения. Порой кажется, меньше надо задавать себе любимый вопрос, а заставлять себя жить – может, войду во вкус?

 

Related posts:

Архивы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://borodulinakira.ru © 2017 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.