Прав был великий поэт: нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Особенно пишущая братия от этой правоты страдает. Что же делать?
Недавно моя сестра, исправляя ошибки в моем романе, обвинила меня в том, что я там чуть ли ни к самоубийству призываю, а я ни сном, ни духом. Люди, работящие со словом знают, как унизительно объяснять «что конкретно я имела в виду» и зачастую мы этого не делаем – просто ставим себе минус за нечеткость плана выражения. Придется растолковать подробнее, особенно если момент спорный. Совсем уж дико звучат фразы вроде: убери, вырежи, тебя не так поймут, с тебя спросится. Знаете, дорогие, редко какой текст с претензией на глубину избежал передергиваний.
Прошлой весной я написала сказку для детей «Кудрявый ежик». Как следует из названия — о личностях необычных, и том, как трудно им живется. В конце сказки ежик, не нашедший понимающего окружения и даже в семье своей «белый ворон» или «черный овец», встретил фотографов, которые сделали из его кудрявых иголок бренд. Одна читательница такое мне высказала, что я удивилась – где я вообще о таком писала? Откуда она взяла такие мысли о тщеславном и продуманном еже-приспособленце? Дождался мол, прикинулся шлангом, а потом за него все проблемы решили. Ну и ну! Даже не знаешь, что на такое ответить кроме: «тёть, ты дура?»
Но есть ведь в такой ситуации и плюсы! По словам канадской писательницы Маргарет Атвуд, в хорошей книге гораздо больше умных мыслей, чем хотел вложить в нее автор. И правда, порой бывает интересно, что другой человек способен разглядеть в твоих текстах! Оказывается, я такой тонкий и глубокий, никогда бы не подумал:)
Что же я для себя решила? На всех в любом случае не угодишь: один обращает внимание на одно, другой – на другое. Кто-то просто не читает аллюзий в твоем тексте, кто-то принадлежит другому поколению, кто-то иначе шутит. Родители часто упрекали меня в абстрактности чернушных стихов, потому что привыкли к сюжетности и в некотором роде агитации. Про суицид, так и быть разъясню свою позицию конкретно в том романе, но про ежа… даже не пойму, где я там «накосячила»?
Вопрос к писателям: как вы реагируете на такие выпады?