Kira Borodulina

Сайт писателя

Как реагировать на критику?

Хочется ответить сразу: да никак. Или «молча». Но что если в душе поднимается пыльная буря и так и тянет объявить войну обидчику и хлестко проучить его в соцсетях и на форумах?
Кому это выгодно? Нужны вам порванные нервы, потерянное время и подмокшая репутация?
Разделим понятия критика и троллинг. Конструктивная критика – это анализ, оценка и суждение для выявления ошибок и противоречий. Троллинг – это социальная провокация и издевательство в сетевом общении. Начпису нужно и то и другое. О важности первого говорить излишне, а появление троллей в вашем пространстве или на нейтральной территории значит, что мир вас заметил.
Мой опыт свелся к следующему: плати первым, забей на вторых.
Часто нам кажется: стоит выйти в мир, и мы проснемся знаменитыми или оплеванными. Но годами ничего не происходит. Наши произведения лежат мертвым грузом в братских могилах прозы.ру, если мы не нахваливаем там других авторов. Когда страхи проходят и появляется понимание, что никому до тебя дела нет, хочется хоть какой-то реакции.
Негативная критика появляется, если вы возомнили себя экспертом в некоей области и опубликовали статью в более-менее профессиональном сообществе. Либо если у кого-то плохое настроение или день не задался. Считать ли это ветром в ваши паруса? Смотря по результату. Я не заметила притока на сайт после публикации статей на сторонних ресурсах, равно как и после кучи злобных комментариев. Возник вопрос, зачем корячилась над этими статьями? Доказать себе свою ценность, экспертность и умение общаться? Или что могу заработать писательством? Скорее второе. Это небесполезно, и я свое получила. Эх, колготок накуплю…

kak reagirivat na kritiku
Критика друзей и близких
Это собственно не критика, о чем родичи мне постоянно напоминали: я ж не критик! Следовательно, и мнение свое некомпетентное высказывать не буду, но ошибки отмечу, если хочешь. Зачастую родственники не могут читать нас отстраненно, им в каждом персонаже мерещится автор, которого они знают с пеленок. Везло ли кому так, что мамы и бабушки восхищались пишущим чадом? Мои скорее посмеивались, как над прыщами, – подрастешь, пройдет.
Друзья – дело иное. Если они не хотят портить с вами отношения или обидеть вас, правды не дождетесь. В любом случае, критика – это восприятие одного человека. У него есть свои тараканы и неудачные дни. К примеру, ваш друг может через три года высоко оценить произведение, которое изначально показалось ему нудным. Или месяцев через десять найти отражение своих мыслей в вашей повести, ранее показавшееся ему \ ей вторичной и третичной.
Малоприятная крайность: друзья пытаются выискать в ваших письменах себя или, на худой конец, камни в свой огород. Разумеется, находят. Все хотят попасть в книгу, но результатом недоволен почти никто. Так что, либо убирайте провокационные места из произведения, прежде чем показывать его другу (потом сюрприз будет), либо облегчайтесь в документе под названием «мысли вслух» или «письма вникуда». Помогает.
Если же нарвались на негатив и начинаете объяснять, «шо конкретно имели в виду» – очко не в вашу пользу. Выглядит, как попытка оправдаться. Не удалось донести главного, но не признаетесь. Исправитесь, если посчитаете нужным, но замарывать готовую работу не за чем. Желание всем угодить или что-то кому-то доказать приведет к тошноте от самого себя. У меня так было с «Рок-историей», которая показалась подруге черновиком, и я решила добавить глубины. Будто поверхностной назвали меня, а не мое произведение, и я попыталась вернуть утраченные лавры, доказать, что я лучше, чем есть, соответствовать чьему-то представлению о прекрасном.
Еще есть такой феномен как «разрешение на творчество». Кому-то хочется показать свои творения профессионалу, дабы понять, стоит ли заниматься сочинительством дальше. Правда, озвучивают это желание иначе: вдруг что дельное посоветует, как улучшить свои письмена и т.п. В роли профессионала выступает, как правило, учитель словесности. Что он может сказать о твоих первых беспомощных стихах? Что ты второй Пушкин? Никто никогда не предскажет автору, что из него вырастет через десять лет, но обломать крылья на этом этапе очень легко. На мой взгляд, если «творцу» так важно чужое мнение, он не ответил себе на вопрос: зачем и для кого я пишу? Если же этот вопрос слишком сложен, можно ответить на такой: если мне скажут, что я бездарь, брошу я писать? При положительном ответе переключитесь на что-то иное. Мало ли в жизни интересного, кроме бесперспективного подрывающего самооценку словоблудия!

Критика незнакомых
Слушайте или читайте со спокойным сердцем. Если вас чернят – воспринимайте как целительные грязи. Незнакомку помню одну, которую приглашала в группу, и она, прочитав мою повесть «Призрак и лабиринты», выразила желание видеть там больше выпуклых персонажей, хамоватую библиотекаршу или еще что-то в этом роде. Дескать, слишком идеальный мир. С того момента я поняла, что моя аудитория – не от восемнадцати до бесконечности. В истории как раз и важен был идеальный мир, чтобы героиня начала сама создавать себе проблемы. Читательнице было двадцать три, выглядела она на сорок, и позабавила манерой учить автора, как и что ему писать.
Критика в пустоту. Это тот самый случай, если вы пишите на какую-то тему и продаетесь журналу или стороннему ресурсу. И вдруг решаете глянуть, как публика на вас реагирует. Видите сто шеров на «фейсбук» и семьдесят лайков в «контакте», но два негативных комментария так выбивают из колеи, что накрывает синдром самозванца.
Первого своего хейтера я добросовестно прочла и удивилась: человек не пожалел времени, чтобы написать три идеально грамотных, огромных абзаца в пустоту, да еще в конце тирады продублировал мое имя – мол, кто ты такая? Вот это реклама! Согласитесь, читая статью, мы редко смотрим на имя автора в конце, а тут меня запомнили и всем повторили. Пишут такие комментарии, скорее всего, не вам, а тем, кто оценил ваш труд – мол, вы все придурки, щас я вам глаза промою. Я загуглила имя этого тролля и выяснила, что это сибирский поэт, у которого не открывается сайт, есть пара невнятных фотографий с творческих вечеров в местной библиотеке и ни одного стиха в сети.
По словам Ольги Юрковской, если в первый год вашего пиара вас мало поливают дерьмом, значит, вы недорабатываете. Хорошо было бы, если бы против вас создали сайт и там праздновали каждый ваш провал, с танцами и бубнами. Увы, до такого уровня надо еще дорасти.
В дальнейшем откликов (уже на другие статьи) набралось больше, но читать я не стала – к чему расстраиваться? Да, никто я такая, да, статья позорище, но деньги заплатили, и писала я по просьбе и плану издания. Комментарии в стиле «я бы тоже мог такое настрадать», вызывают мысленный вопрос: почему же не настрадал? Мне в начале пути так не хватало подобных статей, чужого опыта, практических советов, участия! Почему только задним числом, видя, что кто-то постарался вместо нас, мы исходим бессильной злобой? Слова импотента. Кто может – делает, а не рассуждает, что мог бы и как правильно мочь.
Вот и я пишу эти статейки, чтобы не ругать себя лет через двадцать, натыкаясь на подобное у других авторов.

Платная рецензия
Давать советы, когда их не просят – моветон. Вообще любые поучения и яканья действуют на нервы, да и совета мы просим больше для успокоения, когда знаем ответ, но он нас не устраивает. Поэтому искать «здравое зерно» в куче дерьма (критики), на мой взгляд, пустая трата времени, сил и нервов.
Если вы действительно зашли в тупик, закончили работу, но она вам отчаянно не нравится, и не поймете чем – совет профессионального редактора может оказаться бесценным. А лучше рецензия, даже краткая. Жалею, что не дозрела до этого раньше, когда цены были приемлемыми. И дозрев, поняла, чем отличается критика от критиканства. Она не касается личности, с уважением относится к вашему труду и призывает задуматься, насколько он улучшится, если сделать то-то и то-то. Последовать рекомендации или нет – решать только вам. Правда как всегда где-то посередине. Я на примере первой рецензии решилась переписать роман, но прислушалась далеко не ко всем советам – иначе это была бы уже не моя книга, ускользнули бы побуждения, из которых я ее писала, она стала бы рафинированной и, возможно, смотрелась бы более выигрышно, но и более типично.
Так что выкапывайте свой изюм и делитесь им. Даже доллары не всем нравятся, кто-то предпочитает евро.

Related posts:

Архивы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://borodulinakira.ru © 2017 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.